Постоянные читатели

среда, 8 марта 2023 г.

По мотивам лекции Аллы Прокофьевны Тряпицыной академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, директора Института педагогики, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

1.      Каково значение методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений.

Методология, по мнению А.П. Тряпициной, путь познания. Системный и деятельностный подходы она рассматривает, как базовые. Несмотря на то, что лекция представляет собой исторический экскурс в методологию педагогики, Алла Прокофьевна, расставляет важные акценты, усиливающие значение методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений сегодня.

Это имеет непреходящее значение в современных условиях, когда идеологическое бездорожье захватило, увы, многие сферы нашего бытия. Очень важным островком для преодоления этого бездорожья является школа, выбирающая свои пути познания, опираясь на историко-методологические аспекты педагогики.

Хочу выделить такую важную для школы методологическую идею как целостность, межсубъектный обмен деятельностями, значимость свободы выбора учителя и ученика, пространственно-временные характеристики развития: прошедшее настоящее и будущее должны быть в связке. Личность, по-прежнему, ставится во главу угла, показывается междисциплинарный контекст осмысления уникальности личности, индивидуальный характер продвижения её в процессе обучения.

В этом направлении необходимо ориентироваться на педагогику изменяющегося человека в обновляющемся мире. Здесь идеи системного и деятельностного  продходов важны хотя бы потому, что сегодня школа проявляет интерес к методологии исследовательской деятельности, проектирования и науковедения.

В лекции обращается внимание на то, что постнеклассическая методология носит гуманитарный и социальный характер. Гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного мировоззрения. Методология педагогических исследований должна базироваться на человеческом измерении пед.науки, ориентироваться на реальные проблемы.

Таким образом, значение методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений имеет непреходящее значение. Имея такой богатый исторический опыт в этом направлении, школа должна не только продолжать его изучение, но и руководствоваться в педагогической практике.

https://stoll.spb.su/21/211221.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Избранное сообщение

Притча к сочинению "Человек между добром и злом". ЕГЭ-2017

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волк...