1. Каково значение методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений.
Методология, по мнению А.П. Тряпициной,
путь познания. Системный и деятельностный подходы она рассматривает, как
базовые. Несмотря на то, что лекция представляет собой исторический экскурс в
методологию педагогики, Алла Прокофьевна, расставляет важные акценты,
усиливающие значение методологии для продвижения педагогической науки и
педагогических достижений сегодня.
Это имеет непреходящее значение в
современных условиях, когда идеологическое бездорожье захватило, увы, многие сферы
нашего бытия. Очень важным островком для преодоления этого бездорожья является
школа, выбирающая свои пути познания, опираясь на историко-методологические аспекты
педагогики.
Хочу выделить такую важную для
школы методологическую идею как целостность, межсубъектный обмен
деятельностями, значимость свободы выбора учителя и ученика, пространственно-временные
характеристики развития: прошедшее настоящее и будущее должны быть в связке.
Личность, по-прежнему, ставится во главу угла, показывается междисциплинарный
контекст осмысления уникальности личности, индивидуальный характер продвижения
её в процессе обучения.
В этом направлении необходимо ориентироваться
на педагогику изменяющегося человека в обновляющемся мире. Здесь идеи
системного и деятельностного продходов
важны хотя бы потому, что сегодня школа проявляет интерес к методологии исследовательской
деятельности, проектирования и науковедения.
В лекции обращается внимание на
то, что постнеклассическая методология носит гуманитарный и социальный характер.
Гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного
мировоззрения. Методология педагогических исследований должна базироваться на
человеческом измерении пед.науки, ориентироваться на реальные проблемы.
Таким образом, значение
методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений
имеет непреходящее значение. Имея такой богатый исторический опыт в этом
направлении, школа должна не только продолжать его изучение, но и
руководствоваться в педагогической практике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.