ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
УДК 37.1 В. В. Сериков
Сериков Владислав Владиславович
член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук,
профессор, заведующий кафедрой управления педагогическими системами Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоград (РФ).
E-mail: vvs@vspu.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
В ПОИСКАХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
Аннотация. Цель публикации – вскрыть издержки и недостатки диссертационных работ по педагогике и показать возможные пути улучшения их
качества.
Результаты. Констатируется, что, несмотря на большой объем и разнообразие диссертационных исследований по педагогическим наукам, эффективность их влияния на практику образования остается весьма невысокой.
Причиной того, что результаты многих исследований не стимулируют появление инноваций и рост качества образования, является низкий уровень качества самих исследований. Их основными недостатками, как показано
в статье, являются тривиальность и бездоказательность, недостаточная новизна и излишнее «наукообразие», затрудняющее их практическое использование.
Автором выделены два рода причин, затрудняющих получение достоверного и практически значимого педагогического знания. Первая группа –
причины объективного характера, связанные со своеобразием и известной
парадоксальностью самого педагогического знания, проявляющейся как «избыточная субъективность», «невоспроизводимость фактов», невозможность
построения логических выводов из педагогических «теорий» и др.
Вторая группа причин, устранению которых посвящены основные разделы статьи, обусловлена субъективными факторами – методологическими
просчетами самих авторов педагогических исследований. Первым и главным
методологическим ориентиром исследования должно быть представление
о его результате.
В статье раскрываются процесс и результат наиболее распространенного типа педагогического исследования, посвященного процессу формирования личностного качества, вида культурного опыта или какой-то компетентности у воспитанников. Чтобы дать практикам надежные ориентиры для ор-
Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества
Образование и наука. 2015 № 7 (126) 5
ганизации этого процесса, результат педагогического исследования должен
содержать критериальную характеристику: цели этого процесса; содержания
«передаваемого» опыта; психологических условий его усвоения; описание системы педагогических средств и приемов, обеспечивающих актуализацию этих
условий; критерии и показатели результативности процесса; требования к педагогам, осуществляющим этот процесс, и характеристики учащихся, для которых предлагаемая методика наиболее эффективна.
Приводятся типичные ошибки, допускаемые авторами исследований:
при указании средств достижения педагогической цели не раскрываются
психологические условия (закономерности, механизмы) ожидаемых новообразований, в результате чего выбор средств не имеет достаточных оснований,
а достигнутый эффект может быть простой случайностью; описывая начальное и конечное состояние воспитуемых, авторы зачастую не приводят доказательств того, что изменения произошли в результате применения именно
излагаемой методики, а не под воздействием каких-то других факторов; не
указывается роль личностных и профессиональных качеств самого экспериментатора, хотя в педагогических системах это всегда играет значительную
роль, и др.
Новизна материалов публикации в системном рассмотрении природы,
специфики и условий результативности научно-педагогического исследования, а практическая значимость изложенного – в наличии четких регулятивов построения теоретических и эмпирических аспектов педагогического исследования, способов изложения его результатов в форме, наиболее приемлемой для их практического использования.
Друзья! Имею честь пригласить вас стать читателями моего скромного блога: мнения, политика, история(и), чувства. Приятного просмотра!
Постоянные читатели
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Избранное сообщение
Притча к сочинению "Человек между добром и злом". ЕГЭ-2017
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волк...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.