Постоянные читатели

среда, 8 марта 2023 г.

Характеристики современной педагогической науки. Презентация. 1(3)

file:///C:/Users/User/YandexDisk/Загрузки/Цифровая%20экосистема%20ДПО_files/7a63d46a-d3ab-4daf-b216-146068ae1048.pdf

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ УДК . Интересная статья.

file:///C:/Users/User/Desktop/учебные%20материалы/OneDrive/edscience_2015_7_126_002.pdf
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ УДК 37.1 В. В. Сериков Сериков Владислав Владиславович член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления педагогическими системами Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоград (РФ). E-mail: vvs@vspu.ru ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: В ПОИСКАХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА Аннотация. Цель публикации – вскрыть издержки и недостатки диссертационных работ по педагогике и показать возможные пути улучшения их качества. Результаты. Констатируется, что, несмотря на большой объем и разнообразие диссертационных исследований по педагогическим наукам, эффективность их влияния на практику образования остается весьма невысокой. Причиной того, что результаты многих исследований не стимулируют появление инноваций и рост качества образования, является низкий уровень качества самих исследований. Их основными недостатками, как показано в статье, являются тривиальность и бездоказательность, недостаточная новизна и излишнее «наукообразие», затрудняющее их практическое использование. Автором выделены два рода причин, затрудняющих получение достоверного и практически значимого педагогического знания. Первая группа – причины объективного характера, связанные со своеобразием и известной парадоксальностью самого педагогического знания, проявляющейся как «избыточная субъективность», «невоспроизводимость фактов», невозможность построения логических выводов из педагогических «теорий» и др. Вторая группа причин, устранению которых посвящены основные разделы статьи, обусловлена субъективными факторами – методологическими просчетами самих авторов педагогических исследований. Первым и главным методологическим ориентиром исследования должно быть представление о его результате. В статье раскрываются процесс и результат наиболее распространенного типа педагогического исследования, посвященного процессу формирования личностного качества, вида культурного опыта или какой-то компетентности у воспитанников. Чтобы дать практикам надежные ориентиры для ор- Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества Образование и наука. 2015 № 7 (126) 5 ганизации этого процесса, результат педагогического исследования должен содержать критериальную характеристику: цели этого процесса; содержания «передаваемого» опыта; психологических условий его усвоения; описание системы педагогических средств и приемов, обеспечивающих актуализацию этих условий; критерии и показатели результативности процесса; требования к педагогам, осуществляющим этот процесс, и характеристики учащихся, для которых предлагаемая методика наиболее эффективна. Приводятся типичные ошибки, допускаемые авторами исследований: при указании средств достижения педагогической цели не раскрываются психологические условия (закономерности, механизмы) ожидаемых новообразований, в результате чего выбор средств не имеет достаточных оснований, а достигнутый эффект может быть простой случайностью; описывая начальное и конечное состояние воспитуемых, авторы зачастую не приводят доказательств того, что изменения произошли в результате применения именно излагаемой методики, а не под воздействием каких-то других факторов; не указывается роль личностных и профессиональных качеств самого экспериментатора, хотя в педагогических системах это всегда играет значительную роль, и др. Новизна материалов публикации в системном рассмотрении природы, специфики и условий результативности научно-педагогического исследования, а практическая значимость изложенного – в наличии четких регулятивов построения теоретических и эмпирических аспектов педагогического исследования, способов изложения его результатов в форме, наиболее приемлемой для их практического использования. 

По мотивам лекции Аллы Прокофьевны Тряпицыной академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, директора Института педагогики, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

1.      Каково значение методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений.

Методология, по мнению А.П. Тряпициной, путь познания. Системный и деятельностный подходы она рассматривает, как базовые. Несмотря на то, что лекция представляет собой исторический экскурс в методологию педагогики, Алла Прокофьевна, расставляет важные акценты, усиливающие значение методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений сегодня.

Это имеет непреходящее значение в современных условиях, когда идеологическое бездорожье захватило, увы, многие сферы нашего бытия. Очень важным островком для преодоления этого бездорожья является школа, выбирающая свои пути познания, опираясь на историко-методологические аспекты педагогики.

Хочу выделить такую важную для школы методологическую идею как целостность, межсубъектный обмен деятельностями, значимость свободы выбора учителя и ученика, пространственно-временные характеристики развития: прошедшее настоящее и будущее должны быть в связке. Личность, по-прежнему, ставится во главу угла, показывается междисциплинарный контекст осмысления уникальности личности, индивидуальный характер продвижения её в процессе обучения.

В этом направлении необходимо ориентироваться на педагогику изменяющегося человека в обновляющемся мире. Здесь идеи системного и деятельностного  продходов важны хотя бы потому, что сегодня школа проявляет интерес к методологии исследовательской деятельности, проектирования и науковедения.

В лекции обращается внимание на то, что постнеклассическая методология носит гуманитарный и социальный характер. Гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного мировоззрения. Методология педагогических исследований должна базироваться на человеческом измерении пед.науки, ориентироваться на реальные проблемы.

Таким образом, значение методологии для продвижения педагогической науки и педагогических достижений имеет непреходящее значение. Имея такой богатый исторический опыт в этом направлении, школа должна не только продолжать его изучение, но и руководствоваться в педагогической практике.

https://stoll.spb.su/21/211221.htm

суббота, 25 февраля 2023 г.

Учителю - статус государственного служащего!

- Педагоги в России находятся на «линии фронта» борьбы за будущее страны, заявил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко во время дискуссии «Год педагога и наставника глазами педагога».
Очнулись! Так было в России всегда! (прим. автора)
Кириенко напомнил, что президент Владимир Путин объявил 2023 год годом педагога-наставника.

В связи с этим не пора ли присвоить учителям статус государственных служащих? Это обеспечило им хотя бы достойную пенсию и авторитет самой профессии. От слов надо переходить к делу. Пока же только ужесточаются правила аттестации, чтоб нам потрудней было.

пятница, 26 августа 2022 г.

Европейский дух. Ух!


- Если в ближайшее время европейский дух где-то и сохранится, так это в России, потому что сама европа старательно самоуничтожается. И делает это с удивительной скоростью, агрессивно, по принципу, если ты не с нами, то ты подлец. Полагаю, надо придерживаться другого принципа:"Не борись с тьмой - неси свет". (А. Кончаловский) А ещё мне понравилось, как сказала бывшая (2019г.) премьер-министр Австрии Карин Кнайсль, вынужденная эмигрировать в Ливан только потому, что когда -то, на своей свадьбе танцевала с Путиным. В Австрии её затравили. Вот вам и просвещённая Европа! Так вот она сказала примерно следующее: "Общаясь со многими европейскими политиками, я отмечаю их поголовную незрелость, инфантильность. Путин выгодно от них отличался. С ним любую проблему можно было обсуждать достаточно глубоко. С ним интересно разговаривать как с человеком, так и с политиком." https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14568359212630052427&suggest_reqid=636967692164822275124193703492867&text=карин+кнайсль+интервью+из+Ливана 

 Мне кажется, что Андрон Кончаловский прав: «Незрелость современного политического ландшафта поражает. Помню времена личностей, таких как президент Франции Шарль де Голль, канцлер ФРГ Гельмут Коль, даже Берлускони!» Сейчас нет таких тяжеловесов в плане образованности, корректной политической смелости. «Я бы больше сказал: «Если и есть личность в сегодняшней политике, то это президент Путин. Не пробовали подсчитать, много ли в мире за последние 60 лет нашлось смельчаков, которые осмелились попытаться положить конец господству американского доллара? Первым это попытался сделать американский президент Кеннеди. Его убили. Потом попытку предпринял де Голль. И получил восстания студентов во Франции и покушения на него в Северной Америке. Потом были Хуссейн, Каддафиглавные враги американского диктата. На мой взгляд, он рискует жизнью и демонстрирует абсолютно героическую отвагу». Впрочем, судить вам, друзья. 



 

Избранное сообщение

Притча к сочинению "Человек между добром и злом". ЕГЭ-2017

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волк...